Ambulances in Russia
AMBULANCES.RU
   AMBULANCES.ru > ИСТОРИЯ > СССР / России 1945 - 2000 гг. > АЗЛК-2901 Москвич
 : : ПОДРОБНОСТИ

 Бортовой журнал

 Карта сайта

 Ссылки

 Контакт

 Новости
 Форум Sanitarki.SU

 

История автомобилей скорой медицинской помощи

АЗЛК - 2901 Москвич


Многочисленные попытки Московского завода АЗЛК (ныне — ОАО "Москвич") войти в рынок привели к появлению на свет в 1994 г. санитарного фургончика АЗЛК-2901. Машина изначально разрабатывалась в кооперации с Киевским авторемонтным заводом №5. В том же году опытный образец был представлен на Московском автосалоне. Но таможенные барьеры не позволили довести работу до значимых промышленных партий. Некоторые машины, редкие даже в свои "лучшие годы", где-то сохранилась до наших дней (вероятно, из представленных на испытания). Та, что на представленных фотографиях, встретилась мне в Филях весной 2003 года. Годы не красят...

Москвич АЗЛК-2901 Скорая помощь, Москва 2003 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow, 2003) Москвич АЗЛК-2091 Скорая помощь, Москва 2003 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow, 2003)

Интересные, на мой взгляд, подробности про Москвич-2901: В августе 1995-го, когда завод Москвич уже неделями простаивал, одного из конструкторов группы перспективных разработок - Алексея Джигурду - попросили в частном порядке съездить в Киев, установить на эту санитарку югославский двигатель DMW 1,6 л. Югославы тогда были в блокаде и искали любые возможности сбыта своей продукции, и вроде как наметилась возможность через третьи страны поставлять эти движки. На киевском АРЗ был живьем такой движок и кое-какие чертежи. Алексей съездил, обмерил двигатель, проработал компоновку и за пару недель установил его в машину. Впоследствии этой работой украинцы занимались сами. До серийного производства дело у них точно не дошло - попробовали и бросили.

Одна из выпущенных машин хранилась в музее завода "Москвич" (фото из книги Л.М.Шугурова), где и находилась как минимум до последних чисел декабря 2004-го, когда ее фотографии сделал Максим Соколов, впечатления которого от посещения завода можно прочитать здесь.

Москвич АЗЛК-2901 Скорая помощь, Москва, Музей завода Москвич (АЗЛК) (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow,)   Москвич АЗЛК-2901 Скорая помощь, Москва, Музей завода Москвич (АЗЛК) (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow,)   Москвич АЗЛК-2901 Скорая помощь, Москва, Музей завода Москвич (АЗЛК), декабрь 2004 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow)

На основе данного прототипа, по заданию Минздрава РФ в 2001 г. совместными усилиями компаний НПО "Экран", "Самотлор-НН", "КАФ" разработан и построен АСМП Москвич-2901М, использующий базовый пикап Москвич-233500 с медицинским кузовом, выполненным по «Sandwich»-технологии (заводские фото "Самотлор-НН" присланы Максимом Шелепенковым).

По воспоминаниям непосредственного куратора этой темы, в те годы начальника отдела автомобилей завода "Москвич" Алексея Джигурды:
"Ту последнюю санитарку - 2901М - делали не у нас на заводе, её пригнали уже готовую. Саму будку из сендвич-панелей на пикапе 2335 с удлиненным задком делали в Шумерле; комплектовал медицинским оборудованием, я так понимаю, "Экран" ("Самотлор-НН" - прим.ред.). Уже на нашем заводе наш гендиректор Асатрян начал делать из этой машины "конфету", дабы она могла произвести максимальное впечатление на всяких заинтересованных руководителей. Так, задний бампер и ступеньки отделали алюминиевой рифленкой, сделали вклеиваемые стекла (гимор тот ещё оказался). Соответственно, машина подшпаклевывалась и перекрашивалась.При этом от излишнего усердия её чуть не угробили - маляры для ускорения процесса сушки, как обычно, стали прогревать её борта мощными рефлекторами и малость перегрели глухой левый борт. Пену в этом сендвиче начало пучить и по борту пошла волна. Хорошо, вовремя заметили в том смысле, что этот процесс не зашел слишком далеко. Но невыводимый блик на этом борту остался конкретный.
Машина была сделана на базе обычного 2335, но в перспективе предполагалось эту модификацию делать на базе удлиненного шасси четырехместного пикапа. Оно имело платформу сразу нужной длины и позволяло иметь прямоугольную боковую дверь медотсека максимальной ширины - дверь уже не наезжала на арку. В принципе машина на таком шасси с базой 2900 имела бы ещё большую курсовую устойчивость и лучшую проходимость и управляемость (те, кто перегонял первый образец из Шумерли рассказывали, что машина на высокой скорости держала дорогу "как трамвай"). У короткобазного 2901 с таким огромным задним свесом и высоким центром тяжести управляемость оказалась, как и следовало ожидать, "не фонтан", как и проходимость. Причем, к тому времени длиннобазное шасси этого пикапа существовало и в полноприводном исполнении, и вариант полноприводной санитарки тоже серьезно рассматривался на предмет производства (даже в Москве в гололед и сильные снегопады подобная неполноприводная техника во дворах застревает непозволительно часто и непредсказуемо)."

Агония завода "Москвич" поставила крест (совсем не медицинский) на этой машине.

Москвич АЗЛК-2901М Самотлор-НН Скорая помощь, Москва (Moskvitch AZLK-2901M, ambulance, Moscow) Москвич АЗЛК-2091 Скорая помощь, Москва 2003 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow, 2003)

Габаритный чертеж машины (от Алексея Джигурды)

Сотрудник ОАО "НПО Экран" Андрей Рыбалов, участвующий в испытаниях автомобилей скорой помощи:
"В период с 7 января 2002 г. по 21 января 2002 г. проведены технические приемочные испытания образца Автомобиля медицинского назначения участкового (семейного) врача на базе автомобиля Москвич-2335 пикап" - так написано в акте технических приёмочных испытаний.

В настоящее время эта машина стоит на территории АОА "НПО "Экран" рядышком с автомобилем Москивич-2901."

Хорошо, что эта техника уцелела хоть в таком виде. По уму место ей в музее, хотя наша медицинская техника оказывается все больше на свалке...
В 2006 г. была попытка переговоров с целью приобретения этих машин для музея "Моторы Октября", но машины были отправлены "для дальнейшего прохождения службы" в г.Обнинск Калужской области.

Москвич АЗЛК-2901 и АЗЛК-2901М Москва, 2005 (Moskvitch AZLK-2901, ambulance, Moscow)    

Существует и фотография санитарного автомобиля на базе удлиненного Москвича-2141, присланное Александром Баракиным. Фотография сделана в г.Варна, Болгария, куда были экспортированы несколько тысяч Москвичей-2141. Собственно говоря, с таких фотографий на заводе начались работы по стреч-версиям Москвича - Князьям Владимирам и т.д..

Москвич АЗЛК-2141 Скорая помощь, Москва, (Moskvitch AZLK-2141, ambulance, Moscow)    

Для любителей подробностей:

Автомобиль скорой медицинской помощи на базе автомобиля Москвич-2901 в 2002 г. был представлен в качестве проекта, поддерживаемого ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", основной пакет акций которого принадлежал Правительству Москвы. В соответствии с описанием, размещенным на сайте комитета, АСМП на базе Москвич М-2901предназначен для оказания первой помощи и транспортировки пациентов до стационарных лечебных учреждений, так же для оказания медицинской помощи в домашних условиях (автомобиль семейного врача).
Технические характеристики АСМП АЗЛК 2901:
Двигатель РЕНО 2000 куб см., Бензиновый, 113 л.с.
УЗАМ-331.17, 1700 куб см., Бензиновый, 85 л.с.
УЗАМ-332.17, 2000 куб.см., Бензиновый, 105 л.с.
Колёсная формула 4х2 (передний привод)
Максимальная скорость 160 км/ч
Расход топлива (городской цикл) 8 л
Габариты салона:
— длина 2100 мм;
— высота 1300 мм;
— ширина 1320 мм.
Медицинское оснащение:
— Тележка-каталка с носилками на приёмном устройстве
— Аппарат ИВЛ с ручным приводом для взрослых АДР-1200
— Электрокардиограф ЭК1Т-04
— Отсасыватель ОНПт
— Комплект воротников Шанца
— Комплект шин пневматических универсальных
— Носилки-полотнище
— Чемодан-укладка врача скорой помощи
— Контейнер для мусора .


В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
из архива Максима Шелепенкова,
воспоминания Алексея Джигурды,
Андрея Рыбалова,
книги Л.M.Шугурова "Автомобили России и СССР", М., 1993;
сайт ОАО "МКНТ" (http://mknt.icsmir.ru),
Максима Соколова (http://somax.photofile.ru),
Александра Баракина,
и архива автора www.ambulances.ru Сергея Суворова.

ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ СТРАНИЦУ AMBULANCES.RU

 Приглашение к сотрудничеству
Уважаемые доктора и инженеры!

Если Вы чувствуете в себе невостребованный талант и нерастраченные знания, попробуйте написать обзор по оборудованию, применяемому в автомобилях скорой помощи, будь то каталки или проблесковые маяки.

Ваш материал может быть опубликован на сайте Ambulances.ru в этом разделе под вашей фамилией (или ником), со ссылкой на Ваш сайт или почту.

Единственное условие — постарайтесь сделать свою работу, по возможности, объективной и полной, в том числе отразить реальные трудности, с которыми могут столкнуться те, кто эксплуатирует эту технику. Естественное желание "продвинуть" товар и дать рекламу своей продукции по-человечески понятно, но не приветствуется.

  © 2004-2009  AMBULANCES.RU ::: При использовании материалов сайта не забывайте делать ссылки